Форум ЦПВЛ / VFTC Forum

Форумы ЦПВЛ => Класс теоретической подготовки => Topic started by: Olgerd on 16.10.2003 - 01:32



Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 16.10.2003 - 01:32
Вопрос всем. Петровичу молчать!

Самолёт выполняет энергичную бочку. На каком крыле угол атаки будет больше и почему?

P.S.
Слово "энергичную" я употребил специально. Дабы было проще сообразить.
 


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: orthodox on 16.10.2003 - 08:44
На крыле, обратном направлению бочки, т.к. там элерон вниз.


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 16.10.2003 - 09:39
Неправильно. Элерон меняет только подъёмную силу, но не угол атаки.
Доформулирую вопрос.

Представим, что самолёт без каких-либо органов управления или механизации на крыле, выполняет энергичную правую бочку. На каком из полукрыльев угол атаки будет больше? Почему?

Добавлено:
 Подсказка:
Надо сложить векторы скорости не забывая, что в данном случае крыло движется не только "прямо", но и "криво".  :D


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: orthodox on 16.10.2003 - 10:08
Не представляю, как делать бочку без рулей на Су27...

Если же это некий самолет, который делает бочку посредством консольных двигателей вертикальной тяги... То... Э...

На том, где результирующий вектор скорости крыла будет вниз относительно крыла (складывая скорость продольную и поворотную)


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 16.10.2003 - 10:28
А речь не обязательно о Су-27. В данном случае, не важно как самолёт "попал" в бочку.

Ещё подсказка:
Складывать нужно векторы скорости набегающего потока. Т.е. если обратить задачу, то будет понятнее.


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Military_upir on 16.10.2003 - 10:41
В коце то концов можно и цельно поворотное оперение использовать  


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 16.10.2003 - 10:57
Quote
На том, где результирующий вектор скорости крыла будет вниз относительно крыла (складывая скорость продольную и поворотную)
На каком, если самолёт в правой бочке?


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: orthodox on 16.10.2003 - 11:18
На правом.


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 16.10.2003 - 11:22
Правильно!!!  :applause:

Призовая игра.

Что в результате "захочет" сделать самолёт по крену, при условии что результирующий угол атаки на крыле не превысит допустимый?
 


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: orthodox on 16.10.2003 - 11:57
Он захочет остановить вращение


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 16.10.2003 - 12:01
Вааау!  :wow:  Вы переходите в третий тур!

Вопрос третьего тура.

Предположите реакцию самолёта, если результирующий угол атаки на крыле превысит допустимый.


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: orthodox on 16.10.2003 - 12:26
Его заколбасит :D


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 16.10.2003 - 12:29
Хех. А терминах приблИженных к авиации? ;)


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: An.Petrovich on 16.10.2003 - 12:31
Тогда сначало замотыляет, а потом сплющит... при ударе о землю. :D


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: orthodox on 16.10.2003 - 12:38
Судя по всему, его перевернет относительно оси-линии срыва потока (Во загнул!)


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Han on 16.10.2003 - 12:43
Если бочка НУ ОЧЕНЬ энергичная - то ничего, инерция однако.
Если не очень, и еще плюс к этому самолет в этот момент окажется в положении близком к горизонтальному - произойдет сваливание на это самое крыло.


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: orthodox on 16.10.2003 - 12:47
Тряска это называется.

А мой предыдущий ответ - про то как он перевернется - пральный или нет?


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 16.10.2003 - 12:53
Кстати, сейчас подумал - поскольку подъёмная сила на правом крыле из-за срыва упадёт, то самолёт вроде как сначала даже немного увеличит скорость вращения. Но тут не уверен. Плюс будет офигенное скольжение из-за увеличения сопротивления правого крыла. А положение самолёта в пространстве не особо влияет на характер процесса. Просто результат может быть разным.

Добавлено:
 А Хан правильно сказал - быстрое сваливание и... полетели вниз по спирали.

Добавлено:
 Сложно сказать что такое "перевернется" в данном случае.


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: orthodox on 16.10.2003 - 13:05
Вот я тоже подумал - резкое изменение баланса подъемных сил на крыльях и резкое ускорение вращения (неконтролируемый переворот) со _смещением оси вращения_ в сторону крыла срыва.  


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: An.Petrovich on 16.10.2003 - 13:08
Quote
Судя по всему, его перевернет относительно оси-линии срыва потока (Во загнул!)
Естественно перевернет... если на самолете вовремя не выпонены регламентные работы.
Потому что на РР ось-линию срыва потока всегда разгибают, и тщательно смазывают компрессией.
 


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 16.10.2003 - 13:19
А я думал девиацией. ;)


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: An.Petrovich on 16.10.2003 - 13:21
...да по-разному. :)
Зависит от того - чем уже смазали продольную ось самолета.


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Акулыч on 16.10.2003 - 13:25
:pilot:  :confused:  :eyes:  :eek:  :wow:  


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Енот on 16.10.2003 - 13:35
Pirania Та же фигня...
 


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 16.10.2003 - 13:38
Это переводится как - "Паша просто в шоке"... ;)

Добавлено:
 "... и Енот тоже". Гы.


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Arkady on 16.10.2003 - 13:50
Вопрос вопрошающему по поводу его первого вопроса :D
А если у нашего самолета отрицательный угол поперечного V крыла? ;)


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: orthodox on 16.10.2003 - 13:52
Так, все вопросы ЛМО этой недели подробно разжевать на наземке.


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 16.10.2003 - 13:59
Quote
Вопрос вопрошающему по поводу его первого вопроса :D
А если у нашего самолета отрицательный угол поперечного V крыла? ;)
Ну так и знал что ты про поперечный V спросишь...  :D
Какая разница как установлено крыло. Угол атаки меняется потому что складываются два вектора: вектор скорости набегающего на самолёт потока и вектор скорости набегающего потока на правое/левое крыло снизу/сверху соответственно.


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Han on 16.10.2003 - 14:03
Arkady
А в чем ты видишь принципиальную разницу применительно к этому вопросу? ;)


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: An.Petrovich on 16.10.2003 - 14:07
Quote
Так, все вопросы ЛМО этой недели подробно разжевать на наземке.

Дык... записывайте все вопросы - и вопросов нет. :)


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Енот on 16.10.2003 - 14:10
Разъясните мне: что такое отрицательный угол поперечного V крыла?


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: An.Petrovich on 16.10.2003 - 14:13
Давай я те лучше объясню, почему при разнесенных шарнирах автомата перекоса несущего винта вертолета фазовый угол между максимальной подъемной силой лопасти и максимальным ее взмахом не равен 90°?..
 


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Енот on 16.10.2003 - 14:17
Папа, а ты с кем сейчас разговариваешь?


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Arkady on 16.10.2003 - 16:51
Вот, нарисовал картинку, пояснения допишу дома :)


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Arkady on 16.10.2003 - 19:46
Э... похоже я невнимательно прочитал условия задачи...
Речь-то шла об ЭНЕРГИЧНОЙ бочке... А это не совсем тот случай...


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Military_upir on 16.10.2003 - 20:33
Мое имхо Олег , как ты относишься к сканированию учебника аэродинамики и динамики полетов(570+400 страниц) -для военных все очень просто, там кстати и про лопасти есть...
ЗЫ Такие книжки взял.. У..... пальчики оближешь по МЛ-ке вообще такое ощущение что новая..


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 16.10.2003 - 20:37
Ну блин. Не цитировать же учебник целиком теперь.
У меня уже капает слюна по поводу МЛ-ки. ;)


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Military_upir on 16.10.2003 - 20:46
позвони, я тебе еще кой чего скажу...

Добавлено:
 ты кстати, говоря не расслабляйся , щелкай-щелкай, рассвет еще далеко...

Добавлено:
 еще кстати 29 -заюзан до крайности и гриф на 29-ый снят в 95 году, на 25-ый снят в 92 году,а на 23-ий снижен до ДСП в 2000м! Маразм блин.


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Енот on 16.10.2003 - 21:04
Даешь литературу в массы!!!  


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 16.10.2003 - 21:06
Действительно маразм.

Добавлено:
Quote
Мое имхо Олег , как ты относишься к сканированию учебника аэродинамики и динамики полетов(570+400 страниц) -для военных все очень просто, там кстати и про лопасти есть...
ЗЫ Такие книжки взял.. У..... пальчики оближешь по МЛ-ке вообще такое ощущение что новая..
Ааа... Блин, не понял сначала. Отношусь ПОЛОЖИТЕЛЬНО.

Вот сейчас придет Рубеныч, и... в меня полетят табуретки. Одна за другой. Теперь уже пять табуреток...  :D  

Добавлено:
Quote
Э... похоже я невнимательно прочитал условия задачи...
Речь-то шла об ЭНЕРГИЧНОЙ бочке... А это не совсем тот случай...
Слово ЭНЕРГИЧНАЯ было употреблено ислючительно для того, чтобы было проще догадаться, что есть ещё один вектор.
Скорость вращения влияет только на величину угла атаки, но не на принцип его изменения.

Добавлено:
 А за картинку, Аркадий, ОГРОМНОЕ спасибо. Класс!

Добавлено:
 Вот только... на самолётике у тебя вектора расположены "вот так", на на профилях "вот эдак" (т.е. в другую сторону). Исходя из картинки, перепутать направления пара пустяков.
 


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Arkady on 16.10.2003 - 21:54
Quote
Quote
Э... похоже я невнимательно прочитал условия задачи...
Речь-то шла об ЭНЕРГИЧНОЙ бочке... А это не совсем тот случай...
Слово ЭНЕРГИЧНАЯ было употреблено ислючительно для того, чтобы было проще догадаться, что есть ещё один вектор.
Скорость вращения влияет только на величину угла атаки, но не на принцип его изменения.

Добавлено:
 А за картинку, Аркадий, ОГРОМНОЕ спасибо. Класс!

Мне кажется при медленном вращении самолета по крену тот эффект увеличения угла атаки на поднимающейся плоскости из-за возникающего скольжения (показанный на моей картинке) может превысить эффект от увеличения угла атаки на опускающейся плоскости из-за возникновения дополнительной составляющей скорости набегающего потока нормально к плоскости... Боже мой, какое корявое объяснение... :) Прошу прощения :)


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 17.10.2003 - 02:55
Угол скольжения (его проекция на ось ОХ в скоростной СК) при выполнении бочки меняется - от нуля до максимального (при увеличении крена до 90) и обратно до нуля(при дальнейшем движении "через голову"), затем опять растёт после прохождения 180 градусов. Будет ли кренящий момент больше, меньше или равен демпфирующему моменту зависит от этого самого угла поперечного V, значения угла скольжения в данный момент времени, и от скорости вращения самолёта по крену. В контексте первого вопроса это в общем и не важно. Вопрос был не про то, что и с чем может сбалансироваться, а про конкретный угол, и как он "образуется".

Но спасибо за развитие темы. Может тоже топик создашь? Уже про этот самый "поперечный V"?


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: An.Petrovich on 17.10.2003 - 03:58
Quote
Угол скольжения (его проекция на ось ОХ в скоростной СК)

А как это: проекция угла на ось?.. :confused:

Ну-ка, ну-ка... что такое угол скольжения? И атаки? И пространственный угол атаки?.. :deal:


Quote
...при выполнении бочки меняется - от нуля до максимального (при увеличении крена до 90) и обратно до нуля(при дальнейшем движении "через голову"), затем опять растёт после прохождения 180 градусов.

Все не так математически строго. Там не только кинематика, там еще инерционное и аэродинамическое взаимодействие всех трех каналов... А еще гироскопическое... Короче веселее все. ;) Будет интересно - на наземке расскажу...


Усё... :sleep:
 


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Arkady on 17.10.2003 - 09:21
Енот
Саша, из картники понятно, что такое отрицательный угол поперечного V крыла?


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Arkady on 17.10.2003 - 11:39
Quote
Может тоже топик создашь? Уже про этот самый "поперечный V"?
Если это интересно народу, могу создать, и рассказать как я это понимаю :)
 


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 17.10.2003 - 11:40
Quote
Quote
Угол скольжения (его проекция на ось ОХ в скоростной СК)

А как это: проекция угла на ось?.. :confused:

Ну-ка, ну-ка... что такое угол скольжения? И атаки? И пространственный угол атаки?.. :deal:


Quote
...при выполнении бочки меняется - от нуля до максимального (при увеличении крена до 90) и обратно до нуля(при дальнейшем движении "через голову"), затем опять растёт после прохождения 180 градусов.

Все не так математически строго. Там не только кинематика, там еще инерционное и аэродинамическое взаимодействие всех трех каналов... А еще гироскопическое... Короче веселее все. ;) Будет интересно - на наземке расскажу...


Усё... :sleep:
Упс. Не то сказал. Пространственный угол атаки проецируется на плоскость ОXY (угол атаки) и на плоскость OXZ (угол скольжения) скоростной СК.

Да понятно, что это не далёко не всё, что происходит при "вращении вокруг"... Учебники потому и толстые такие...  :D
 


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Енот on 17.10.2003 - 12:24
Quote
Енот
Саша, из картники понятно, что такое отрицательный угол поперечного V крыла?
Да, спасибо разобрался более менее.


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: An.Petrovich on 26.10.2003 - 18:14
Quote
Пространственный угол атаки проецируется на плоскость ОXY (угол атаки) и на плоскость OXZ (угол скольжения) скоростной СК.
Ответ неверный. :dont:
Прошу дать точное определение угла атаки и угла скольжения. :umnik:

И за одно, призовая игра:

Quote
Элерон меняет только подъёмную силу, но не угол атаки.

Ой ли?..
 


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 28.10.2003 - 12:38
Пространственный угол атаки - Угол между вектором скорости ЛА и осью ОХ связанной системы координат. Всегда положительный.

Угол атаки - Угол между продольной осью ОХ и проекцией вектора скорости ЛА на плоскость ОХУ связанной системы координат. Положительный если "поднят нос".

Угол скольжения - Угол между вектором скорости и базовой плоскостью самолёта. Положителен если выдвинута вперед правая консоль.

Текс. Элерон меняет кривизну профиля. И... угол атаки.
Картинку пришпилил.

Добавлено:
 На всякий случай. Непосредственно к призовой игре относится правая нижняя схемка. ;)


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: An.Petrovich on 28.10.2003 - 13:13
Токо не "базовой плоскостью самолета" а продольной плоскостью симметрии самолета OXY ССК.

Зачет. :)


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 28.10.2003 - 20:34
Гы. Ты будешь смеяться, но так же и в книжке написано. ;)


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: An.Petrovich on 28.10.2003 - 20:49
...про "базовую плоскость"? Чё за книжка?


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 28.10.2003 - 21:06
"Аэродинамика летательных аппаратов". Машиностроение. 1993 год. Серия "Для ВУЗов".
В списке авторов два человека "уже почивших в бозе". Переиздание судя по всему. Под редакцией какого-то прроффэссорра. ;)

Добавлено:
 Картинка правда не оттуда.

Добавлено:
 ... хотя, номер издания не указан.


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: An.Petrovich on 28.10.2003 - 21:18
Хм... не припомню таких понятий... Наверное, эту лекцию я прогулял. :)


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 28.10.2003 - 21:29
Ну это как т.н. "строительная ось" наверное. Несколько упрощает язык.


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: An.Petrovich on 28.10.2003 - 21:36
Знаю немного другое понятие: СГФ - строительная горизонталь фюзеляжа. ;)


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 28.10.2003 - 21:39
А "горизонталь" - это ось или плоскость? ;)

Добавлено:
 Хотя если слово "горизонт" - значит плоскость наверное. А с чем и в какой СК она совпадает?


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 06.11.2003 - 05:01
Андрей! АУ!!!


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: An.Petrovich on 06.11.2003 - 15:09
Тута я... :)
Да вроде плоскость.
По-моему, она же - OXZ в ССК, но на 100% утверждать не берусь.


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: Olgerd on 06.11.2003 - 19:40
Именно в ССК?

Добавлено:
 А ССК - это связанная или скоростная связанная СК?


Title: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Post by: An.Petrovich on 06.11.2003 - 22:17
Я имел ввиду связанную, конечно. :)