Форум ЦПВЛ / VFTC Forum

Форумы ЦПВЛ => Класс теоретической подготовки => Тема начата: Olgerd от 16.10.2003 - 01:32



Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 16.10.2003 - 01:32
Вопрос всем. Петровичу молчать!

Самолёт выполняет энергичную бочку. На каком крыле угол атаки будет больше и почему?

P.S.
Слово "энергичную" я употребил специально. Дабы было проще сообразить.
 


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: orthodox от 16.10.2003 - 08:44
На крыле, обратном направлению бочки, т.к. там элерон вниз.


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 16.10.2003 - 09:39
Неправильно. Элерон меняет только подъёмную силу, но не угол атаки.
Доформулирую вопрос.

Представим, что самолёт без каких-либо органов управления или механизации на крыле, выполняет энергичную правую бочку. На каком из полукрыльев угол атаки будет больше? Почему?

Добавлено:
 Подсказка:
Надо сложить векторы скорости не забывая, что в данном случае крыло движется не только "прямо", но и "криво".  :D


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: orthodox от 16.10.2003 - 10:08
Не представляю, как делать бочку без рулей на Су27...

Если же это некий самолет, который делает бочку посредством консольных двигателей вертикальной тяги... То... Э...

На том, где результирующий вектор скорости крыла будет вниз относительно крыла (складывая скорость продольную и поворотную)


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 16.10.2003 - 10:28
А речь не обязательно о Су-27. В данном случае, не важно как самолёт "попал" в бочку.

Ещё подсказка:
Складывать нужно векторы скорости набегающего потока. Т.е. если обратить задачу, то будет понятнее.


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Military_upir от 16.10.2003 - 10:41
В коце то концов можно и цельно поворотное оперение использовать  


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 16.10.2003 - 10:57
Цитировать
На том, где результирующий вектор скорости крыла будет вниз относительно крыла (складывая скорость продольную и поворотную)
На каком, если самолёт в правой бочке?


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: orthodox от 16.10.2003 - 11:18
На правом.


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 16.10.2003 - 11:22
Правильно!!!  :applause:

Призовая игра.

Что в результате "захочет" сделать самолёт по крену, при условии что результирующий угол атаки на крыле не превысит допустимый?
 


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: orthodox от 16.10.2003 - 11:57
Он захочет остановить вращение


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 16.10.2003 - 12:01
Вааау!  :wow:  Вы переходите в третий тур!

Вопрос третьего тура.

Предположите реакцию самолёта, если результирующий угол атаки на крыле превысит допустимый.


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: orthodox от 16.10.2003 - 12:26
Его заколбасит :D


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 16.10.2003 - 12:29
Хех. А терминах приблИженных к авиации? ;)


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: An.Petrovich от 16.10.2003 - 12:31
Тогда сначало замотыляет, а потом сплющит... при ударе о землю. :D


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: orthodox от 16.10.2003 - 12:38
Судя по всему, его перевернет относительно оси-линии срыва потока (Во загнул!)


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Han от 16.10.2003 - 12:43
Если бочка НУ ОЧЕНЬ энергичная - то ничего, инерция однако.
Если не очень, и еще плюс к этому самолет в этот момент окажется в положении близком к горизонтальному - произойдет сваливание на это самое крыло.


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: orthodox от 16.10.2003 - 12:47
Тряска это называется.

А мой предыдущий ответ - про то как он перевернется - пральный или нет?


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 16.10.2003 - 12:53
Кстати, сейчас подумал - поскольку подъёмная сила на правом крыле из-за срыва упадёт, то самолёт вроде как сначала даже немного увеличит скорость вращения. Но тут не уверен. Плюс будет офигенное скольжение из-за увеличения сопротивления правого крыла. А положение самолёта в пространстве не особо влияет на характер процесса. Просто результат может быть разным.

Добавлено:
 А Хан правильно сказал - быстрое сваливание и... полетели вниз по спирали.

Добавлено:
 Сложно сказать что такое "перевернется" в данном случае.


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: orthodox от 16.10.2003 - 13:05
Вот я тоже подумал - резкое изменение баланса подъемных сил на крыльях и резкое ускорение вращения (неконтролируемый переворот) со _смещением оси вращения_ в сторону крыла срыва.  


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: An.Petrovich от 16.10.2003 - 13:08
Цитировать
Судя по всему, его перевернет относительно оси-линии срыва потока (Во загнул!)
Естественно перевернет... если на самолете вовремя не выпонены регламентные работы.
Потому что на РР ось-линию срыва потока всегда разгибают, и тщательно смазывают компрессией.
 


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 16.10.2003 - 13:19
А я думал девиацией. ;)


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: An.Petrovich от 16.10.2003 - 13:21
...да по-разному. :)
Зависит от того - чем уже смазали продольную ось самолета.


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Акулыч от 16.10.2003 - 13:25
:pilot:  :confused:  :eyes:  :eek:  :wow:  


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Енот от 16.10.2003 - 13:35
Pirania Та же фигня...
 


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 16.10.2003 - 13:38
Это переводится как - "Паша просто в шоке"... ;)

Добавлено:
 "... и Енот тоже". Гы.


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Arkady от 16.10.2003 - 13:50
Вопрос вопрошающему по поводу его первого вопроса :D
А если у нашего самолета отрицательный угол поперечного V крыла? ;)


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: orthodox от 16.10.2003 - 13:52
Так, все вопросы ЛМО этой недели подробно разжевать на наземке.


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 16.10.2003 - 13:59
Цитировать
Вопрос вопрошающему по поводу его первого вопроса :D
А если у нашего самолета отрицательный угол поперечного V крыла? ;)
Ну так и знал что ты про поперечный V спросишь...  :D
Какая разница как установлено крыло. Угол атаки меняется потому что складываются два вектора: вектор скорости набегающего на самолёт потока и вектор скорости набегающего потока на правое/левое крыло снизу/сверху соответственно.


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Han от 16.10.2003 - 14:03
Arkady
А в чем ты видишь принципиальную разницу применительно к этому вопросу? ;)


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: An.Petrovich от 16.10.2003 - 14:07
Цитировать
Так, все вопросы ЛМО этой недели подробно разжевать на наземке.

Дык... записывайте все вопросы - и вопросов нет. :)


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Енот от 16.10.2003 - 14:10
Разъясните мне: что такое отрицательный угол поперечного V крыла?


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: An.Petrovich от 16.10.2003 - 14:13
Давай я те лучше объясню, почему при разнесенных шарнирах автомата перекоса несущего винта вертолета фазовый угол между максимальной подъемной силой лопасти и максимальным ее взмахом не равен 90°?..
 


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Енот от 16.10.2003 - 14:17
Папа, а ты с кем сейчас разговариваешь?


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Arkady от 16.10.2003 - 16:51
Вот, нарисовал картинку, пояснения допишу дома :)


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Arkady от 16.10.2003 - 19:46
Э... похоже я невнимательно прочитал условия задачи...
Речь-то шла об ЭНЕРГИЧНОЙ бочке... А это не совсем тот случай...


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Military_upir от 16.10.2003 - 20:33
Мое имхо Олег , как ты относишься к сканированию учебника аэродинамики и динамики полетов(570+400 страниц) -для военных все очень просто, там кстати и про лопасти есть...
ЗЫ Такие книжки взял.. У..... пальчики оближешь по МЛ-ке вообще такое ощущение что новая..


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 16.10.2003 - 20:37
Ну блин. Не цитировать же учебник целиком теперь.
У меня уже капает слюна по поводу МЛ-ки. ;)


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Military_upir от 16.10.2003 - 20:46
позвони, я тебе еще кой чего скажу...

Добавлено:
 ты кстати, говоря не расслабляйся , щелкай-щелкай, рассвет еще далеко...

Добавлено:
 еще кстати 29 -заюзан до крайности и гриф на 29-ый снят в 95 году, на 25-ый снят в 92 году,а на 23-ий снижен до ДСП в 2000м! Маразм блин.


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Енот от 16.10.2003 - 21:04
Даешь литературу в массы!!!  


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 16.10.2003 - 21:06
Действительно маразм.

Добавлено:
Цитировать
Мое имхо Олег , как ты относишься к сканированию учебника аэродинамики и динамики полетов(570+400 страниц) -для военных все очень просто, там кстати и про лопасти есть...
ЗЫ Такие книжки взял.. У..... пальчики оближешь по МЛ-ке вообще такое ощущение что новая..
Ааа... Блин, не понял сначала. Отношусь ПОЛОЖИТЕЛЬНО.

Вот сейчас придет Рубеныч, и... в меня полетят табуретки. Одна за другой. Теперь уже пять табуреток...  :D  

Добавлено:
Цитировать
Э... похоже я невнимательно прочитал условия задачи...
Речь-то шла об ЭНЕРГИЧНОЙ бочке... А это не совсем тот случай...
Слово ЭНЕРГИЧНАЯ было употреблено ислючительно для того, чтобы было проще догадаться, что есть ещё один вектор.
Скорость вращения влияет только на величину угла атаки, но не на принцип его изменения.

Добавлено:
 А за картинку, Аркадий, ОГРОМНОЕ спасибо. Класс!

Добавлено:
 Вот только... на самолётике у тебя вектора расположены "вот так", на на профилях "вот эдак" (т.е. в другую сторону). Исходя из картинки, перепутать направления пара пустяков.
 


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Arkady от 16.10.2003 - 21:54
Цитировать
Цитировать
Э... похоже я невнимательно прочитал условия задачи...
Речь-то шла об ЭНЕРГИЧНОЙ бочке... А это не совсем тот случай...
Слово ЭНЕРГИЧНАЯ было употреблено ислючительно для того, чтобы было проще догадаться, что есть ещё один вектор.
Скорость вращения влияет только на величину угла атаки, но не на принцип его изменения.

Добавлено:
 А за картинку, Аркадий, ОГРОМНОЕ спасибо. Класс!

Мне кажется при медленном вращении самолета по крену тот эффект увеличения угла атаки на поднимающейся плоскости из-за возникающего скольжения (показанный на моей картинке) может превысить эффект от увеличения угла атаки на опускающейся плоскости из-за возникновения дополнительной составляющей скорости набегающего потока нормально к плоскости... Боже мой, какое корявое объяснение... :) Прошу прощения :)


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 17.10.2003 - 02:55
Угол скольжения (его проекция на ось ОХ в скоростной СК) при выполнении бочки меняется - от нуля до максимального (при увеличении крена до 90) и обратно до нуля(при дальнейшем движении "через голову"), затем опять растёт после прохождения 180 градусов. Будет ли кренящий момент больше, меньше или равен демпфирующему моменту зависит от этого самого угла поперечного V, значения угла скольжения в данный момент времени, и от скорости вращения самолёта по крену. В контексте первого вопроса это в общем и не важно. Вопрос был не про то, что и с чем может сбалансироваться, а про конкретный угол, и как он "образуется".

Но спасибо за развитие темы. Может тоже топик создашь? Уже про этот самый "поперечный V"?


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: An.Petrovich от 17.10.2003 - 03:58
Цитировать
Угол скольжения (его проекция на ось ОХ в скоростной СК)

А как это: проекция угла на ось?.. :confused:

Ну-ка, ну-ка... что такое угол скольжения? И атаки? И пространственный угол атаки?.. :deal:


Цитировать
...при выполнении бочки меняется - от нуля до максимального (при увеличении крена до 90) и обратно до нуля(при дальнейшем движении "через голову"), затем опять растёт после прохождения 180 градусов.

Все не так математически строго. Там не только кинематика, там еще инерционное и аэродинамическое взаимодействие всех трех каналов... А еще гироскопическое... Короче веселее все. ;) Будет интересно - на наземке расскажу...


Усё... :sleep:
 


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Arkady от 17.10.2003 - 09:21
Енот
Саша, из картники понятно, что такое отрицательный угол поперечного V крыла?


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Arkady от 17.10.2003 - 11:39
Цитировать
Может тоже топик создашь? Уже про этот самый "поперечный V"?
Если это интересно народу, могу создать, и рассказать как я это понимаю :)
 


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 17.10.2003 - 11:40
Цитировать
Цитировать
Угол скольжения (его проекция на ось ОХ в скоростной СК)

А как это: проекция угла на ось?.. :confused:

Ну-ка, ну-ка... что такое угол скольжения? И атаки? И пространственный угол атаки?.. :deal:


Цитировать
...при выполнении бочки меняется - от нуля до максимального (при увеличении крена до 90) и обратно до нуля(при дальнейшем движении "через голову"), затем опять растёт после прохождения 180 градусов.

Все не так математически строго. Там не только кинематика, там еще инерционное и аэродинамическое взаимодействие всех трех каналов... А еще гироскопическое... Короче веселее все. ;) Будет интересно - на наземке расскажу...


Усё... :sleep:
Упс. Не то сказал. Пространственный угол атаки проецируется на плоскость ОXY (угол атаки) и на плоскость OXZ (угол скольжения) скоростной СК.

Да понятно, что это не далёко не всё, что происходит при "вращении вокруг"... Учебники потому и толстые такие...  :D
 


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Енот от 17.10.2003 - 12:24
Цитировать
Енот
Саша, из картники понятно, что такое отрицательный угол поперечного V крыла?
Да, спасибо разобрался более менее.


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: An.Petrovich от 26.10.2003 - 18:14
Цитировать
Пространственный угол атаки проецируется на плоскость ОXY (угол атаки) и на плоскость OXZ (угол скольжения) скоростной СК.
Ответ неверный. :dont:
Прошу дать точное определение угла атаки и угла скольжения. :umnik:

И за одно, призовая игра:

Цитировать
Элерон меняет только подъёмную силу, но не угол атаки.

Ой ли?..
 


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 28.10.2003 - 12:38
Пространственный угол атаки - Угол между вектором скорости ЛА и осью ОХ связанной системы координат. Всегда положительный.

Угол атаки - Угол между продольной осью ОХ и проекцией вектора скорости ЛА на плоскость ОХУ связанной системы координат. Положительный если "поднят нос".

Угол скольжения - Угол между вектором скорости и базовой плоскостью самолёта. Положителен если выдвинута вперед правая консоль.

Текс. Элерон меняет кривизну профиля. И... угол атаки.
Картинку пришпилил.

Добавлено:
 На всякий случай. Непосредственно к призовой игре относится правая нижняя схемка. ;)


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: An.Petrovich от 28.10.2003 - 13:13
Токо не "базовой плоскостью самолета" а продольной плоскостью симметрии самолета OXY ССК.

Зачет. :)


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 28.10.2003 - 20:34
Гы. Ты будешь смеяться, но так же и в книжке написано. ;)


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: An.Petrovich от 28.10.2003 - 20:49
...про "базовую плоскость"? Чё за книжка?


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 28.10.2003 - 21:06
"Аэродинамика летательных аппаратов". Машиностроение. 1993 год. Серия "Для ВУЗов".
В списке авторов два человека "уже почивших в бозе". Переиздание судя по всему. Под редакцией какого-то прроффэссорра. ;)

Добавлено:
 Картинка правда не оттуда.

Добавлено:
 ... хотя, номер издания не указан.


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: An.Petrovich от 28.10.2003 - 21:18
Хм... не припомню таких понятий... Наверное, эту лекцию я прогулял. :)


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 28.10.2003 - 21:29
Ну это как т.н. "строительная ось" наверное. Несколько упрощает язык.


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: An.Petrovich от 28.10.2003 - 21:36
Знаю немного другое понятие: СГФ - строительная горизонталь фюзеляжа. ;)


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 28.10.2003 - 21:39
А "горизонталь" - это ось или плоскость? ;)

Добавлено:
 Хотя если слово "горизонт" - значит плоскость наверное. А с чем и в какой СК она совпадает?


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 06.11.2003 - 05:01
Андрей! АУ!!!


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: An.Petrovich от 06.11.2003 - 15:09
Тута я... :)
Да вроде плоскость.
По-моему, она же - OXZ в ССК, но на 100% утверждать не берусь.


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: Olgerd от 06.11.2003 - 19:40
Именно в ССК?

Добавлено:
 А ССК - это связанная или скоростная связанная СК?


Название: Вопрос на сообразительность... (не Петровичу)
Отправлено: An.Petrovich от 06.11.2003 - 22:17
Я имел ввиду связанную, конечно. :)